kshetunsky (kshetunsky) wrote,
kshetunsky
kshetunsky

Categories:

правила стихосложения корнея чуковского

1. Стих должен быть наглядным, графичным.
Если четверостишие нельзя нарисовать – его нужно исключать.

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

2. Стихам необходима быстрая смена образов.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

3. Под хорошие стихи можно петь и плясать.
Идеал для Чуковского – стихи, которые сочиняют сами дети. Он их серьезно анализировал и даже дал имя – «экикики». В таких стихах ритмика и напевность преобладают над смыслом, обгоняют его. Это коротенькие кричалки, которые сочиняются («вытанцовываются») на ходу и легко заражают других.

Утюги
за
сапогами,
Сапоги
за
пирогами,
Пироги
за
утюгами,
Кочерга
за
кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.

4. Стих должен быть подвижным и переменчивым.
Чем чаще меняется ритм, тем дольше получается слушать.

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».

5. Меньше согласных.
Еще меньше. Нагромождения вроде «пупс взбешен» или «вдруг взгрустнулось» дети не воспринимают.

У слона была жена
Матрёна Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.

Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата», —
Ничего не разобрать!

6. Рифмовать лучше соседние строки.
«Детское ухо не способно так долго удерживать в памяти окончание предыдущей строки».

Муха в баню прилетела,
Попариться захотела.

Таракан дрова рубил,
Мухе баню затопил.

А мохнатая пчела
Ей мочалку принесла.

7. Рифмуемые слова должны быть главными носителями смысла всей фразы: они привлекают основное внимание.

Муха мылась,
Муха мылась,
Муха парилася,
Да свалилась,
Покатилась
И ударилася.

Ребро вывихнула,
Плечо вывернула.

«Эй, мураша-муравей,
Позови-ка лекарей!»
Кузнечики приходили,
Муху каплями поили.

Стала муха, как была,
Хороша и весела.

И помчалася опять
Вдоль по улице летать.


8. Каждая строка должна быть самостоятельным предложением.

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.


9 . Минимум прилагательных и рифмуйте глаголы.
В речи детей преобладают глаголы, поэтому, общаясь с ними, надо забывать об эпитетах.

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»


10. Писать надо хореем.
По мнению К.Чуковского, первоначало детской поэзии идет от колыбельной, которую пела мама, усыпляя в колыбели ребенка. Ритм, который задавался колыханием колыбели, заложил начало хорейной поэзии. Хорей - это стихотворный размер, в котором ударение падает на непарные слоги: 1-й, 3-й, 5-й и т.д. слог.

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать.
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»


11. Детские стихи должны быть игровыми.
Коверкать слова - хорошо.

«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»

«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».

«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»

«Я её боюсь!»

12. Поэзия для детей должна оставаться поэзией и для взрослых.

Вот и стал Таракан
победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться,
проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
«Принесите-ка мне, звери,
ваших детушек,
Я сегодня их за ужином
скушаю!»

13. Детская поэзия - ступенька ко взрослой лирике, тренажер.Нужно вести «стиховое воспитание», для того чтобы путем постепенного усложнения формы подвести ребенка к восприятию великих поэтов. Для этого нужно мало-помалу нарушать указанные выше заповеди. Если этого не делать, ребенок будет искусственно задерживаться в своем развитии.

Пра-пра-правнукам

Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.

И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Тата наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки.

И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь 70 лет,
И все дети,
Все дети на свете
Будут называть его: «дед», —
И до пояса будет тогда
Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками
И, чтобы размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости,-
Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку.

Или тогда же, в две тысячи сорок четвертом году,
Захочется вам полететь на звезду,
На ту или эту
Планету,
Ну что ж! Покупайте билет
И садитесь в любую ракету.

Скорее! бегом! со всех ног!
Ведь уже третий звонок!
Но дрожат ваши старые ноги,
Споткнулись они на пороге,
И вы опоздали. Ну что ж! не беда!
Здесь за углом у пруда,
Совсем недалёко от наших ворот,
Сейчас отойдет
Голубой звездолет.
Он вас
Через час
До луны,
До самой луны довезет.
Садитесь в кабину! скорее! скорей!
Платите кондуктору десять рублей,
И вот уж вы там, в вышине,
Гуляете взад и вперед на луне,
И добрые лунные люди
Вам лунные песни поют,
И лунные дети на блюде
Вам лунного меду несут.
И вы привезете Николке
От ласковых лунных детей
Звезду золотую для елки
И целую гору сластей.

Subscribe

  • август в минске

    «Добрай раніцы, Беларусь!» Отгремел беспокойный июль. Марширует по Минску август Резким свистом резиновых пуль. Разносясь над дворцами…

  • Stephen King, "Guns", 2013.

    Вот как это происходит. Во-первых, кто-то открывает стрельбу. Мало кого из стрелков можно назвать взрослым человеком, а стариков среди них и вовсе…

  • современное искусство

    ходил вчера на лекцию Пахома. понял не всё. много думал.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments